- Статьи

Закона ссср о защите прав потребителей




The paper deals with the problem of regular continuity in legal regulation of public relations in the sphere of consumer protection of the USSR and former Soviet republics. The author characterizes the features of continuity as exemplified by the legislation of the Russian Federation and the Ukraine.

В статье исследуется вопрос о закономерном процессе преемственности в правовом регулировании общественных отношений в области охраны прав потребителей СССР и странах СНГ. Характеризуются черты преемственности на примере законодательства Российской Федерации и Украины.

В последние десятилетия стал актуальным вопрос об интеграционных процессах на постсоветском пространстве, включая интеграцию правовых систем независимых государств-участников Содружества независимых государств (далее — СНГ) (прим. автора: Содружество Независимых Государств было создано путем подписания 8 декабря 1991 г. Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, Протокол к Соглашению от 21 декабря 1991 г. и Алма-Атинская Декларация от 21 декабря 1991 г. Эти три документа составляют единое целое и являются учредительными документами СНГ. На сегодняшний день в состав СНГ входят Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина).

ЗАКОН СССР ОТ 22.05.1991 N 2184-1 О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Правовая система каждого государства является важным фактором интеграции в таких сложных государственных образованиях, как СНГ. В созданном на постсоветском пространстве Союзе независимых государств первичным звеном является законодательство его участников.

Кроме того, образование самостоятельных государств вместо единого Союзного государства обусловило дифференцированное регулирование общественных отношений с учетом степени экономического развития каждого из них, а также других особенностей.

Однако, с другой стороны, происходит процесс создания и развития единого экономического пространства на постсоветской территории, который является основанием для сближения правовых систем независимых государств. Процесс унификации права играет важную роль в современных условиях, когда необходимо постоянно развивать частноправовые отношения, создавать правовые основы для свободного передвижения товаров, работ и услуг, что непосредственно затрагивает права и интересы граждан-потребителей.

Закон РФ «О защите прав потребителей»

Таким образом, создание единого экономического пространства влечет необходимость сближения и унификации правового регулирования общественных отношений, в том числе и потребительских, среди образовавшихся постсоветских независимых государств.

Правительство Российской Федерации не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила о защите прав потребителей, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора.

Глава I. Общие положения (статьи 1-17)

Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.

Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.

Продавец вправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем (дополнительное обязательство).

Содержание дополнительного обязательства продавца, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются договором между потребителем и продавцом.

Изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы. Для этой цели изготовитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.

Законодательство о защите прав потребителей состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним иных законодательных актов Союза ССР и республик.

Права потребителей и механизм их реализации могут регулироваться постановлениями Кабинета Министров СССР и правительств республик лишь в случаях, прямо указанных в настоящем Законе и иных законодательных актах.

Законодательные акты Союза ССР и республик о защите прав потребителей не могут ограничивать права потребителей и снижать гарантии их защиты по сравнению с установленными настоящим Законом.

Если межреспубликанским соглашением (договором) предусмотрены иные правила применения законодательства одной республики на территории другой республики, применяются правила межреспубликанского соглашения (договора).

Если международным договором, в котором участвует СССР, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Союза ССР о защите прав потребителей, то применяются правила международного договора.

Ассамблеи ООН.Закон СССР от 22 мая 1991 г. № 2184-1 «О защите прав потребителей» лег в основу Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», с тех пор в него внесено 23 изменения (последнее датировано 29 июля 2018 г.), однако основные первоначальные принципы остались нетронутыми. Комментарий исходного закона 1991 г. одного из разработчиков этого документа — Я.Е. Парция — был напечатан в журнале «Стандарты и качество» (1991, № 11). Предлагаем читателям эту публикацию (текст приведен с небольшими сокращениями).
Собственно, этим событием продиктована тема сегодняшней передачи. Как обстоят дела с защитой прав потребителей в России? Какие отрасли остаются наиболее проблемными с точки зрения защиты прав потребителей? Как эти проблемы можно решить? На эти и множество других вопросов сегодня отвечают эксперты в студии — депутат Государственной Думы Российской Федерации, председатель Союза потребителей России Петр Шелищ, председатель Совета Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин и председатель Общества защиты прав потребителей Московской области Алексей Корягин.

Ссылки для упрощенного доступа

Закон «О защите прав потребителей» впервые появился в России в 1996 году. С тех пор в него неоднократно вносились изменения, но при этом закон, по мнению большинства экспертов, только выигрывал. Точнее, выигрывали российские потребители — как в судах, где, отстаивая свои интересы, опирались на этот закон, так и не прибегая к судебной защите.
Во-первых, вынужден вас поправить, правда, не без удовольствия. С 1992 года действует в России закон «О защите прав потребителей». Более того, он создавался на базе закона СССР, который был принят 20 мая, если не ошибаюсь, 1991 года. И если бы ни известные события последующие, то в Советском Союзе уже была бы вот такая законодательно обеспеченная защита прав потребителей. Мы за это, в том числе и все присутствующие здесь, когда-то боролись. Там для нас каждый день и каждый шаг имел значение, потому что борьба была не шуточная за каждую норму закона.

Ну, может быть, сейчас уже и поздно об этом вспоминать, но, тем не менее, я признаюсь, что до сих пор чрезвычайно сожалею о том, что российский закон, унаследовав от первого закона, принятого Верховным Советом СССР, основные и важные вещи, не включил ту норму, за которую потом в целом в нескольких созывах Госдумы приходилось биться, и до сих пор не добились, — права на гарантированный уровень потребления. По сути, это обязательство государства — гарантировать прожиточный минимум. До сих пор сегодня мы таких гарантий не имеем. И фактически мы свели права потребителей к правам на надлежащие свойства товаров и услуг. И оставили за полем вопрос о доступности этих самых товаров и услуг, не вообще всех, а тех, которые жизненно необходимы. Мне кажется, что вот если бы мы тогда пошли по другому пути, то, может быть, у нас сейчас была бы совсем другая система социальной защиты.

Дмитрий, скажите, пожалуйста, а на ваш взгляд, у людей, у нынешних граждан в сознании что-то изменилось? Стали ли они с большей радостью пользоваться теми или иными услугами и отстаивать, что самое важное, свои права как потребители?

Ну, я думаю, что да. Потому что если в начале 90-х годов основной установкой для общественных организаций было пропагандирование закона с тем, чтобы потребители использовали свои права в магазине, заказывая ту или иную услугу, то сейчас до 75 процентов населения знают о том, что, как у потребителей, у них есть какие-то права. Они не знают, в чем состоят эти права, но уже ощущают, что какими-то правами, как потребители, они обладают. И это хорошо.
Плюс мы всегда исходили из того, что право потребителя на выбор, право потребителя на удовлетворение базовых потребностей (о чем говорил Петр Борисович) являются основополагающими. И потребительские организации активно добиваются принятия законодательства, усиливающего конкуренцию на рынке. Это не только закон «О защите прав потребителей», а это и законодательство о рекламе, другие нормативные акты. Но мне кажется, что стабильно от 35 до 40 тысяч граждан России ежегодно отстаивают свои права в судах, и это говорит о том, что закон применяется.



Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *