- Статьи

Полномочия органов исполнительной власти кратко




В систему органов исполнительной власти РФ включены следующие элементы: высший орган исполнительной власти — Правительство РФ; федеральные органы исполнительной власти — министерства и ведомства РФ; органы исполнительной власти субъектов РФ — высший и иные.

Кроме названных принципов в устройстве исполнительной власти имеет место процесс перераспределения компетенции между органами исполнительной власти, и в этом случае действует принцип централизации (децентрализации), делегирования (передачи части полномочий), что является прямым продолжением общегосударственного принципа разделения властей и разграничения полномочий в обособленной сфере — исполнительной власти.
В структуру федеральных органов исполнительной власти включается многочисленный аппарат на местах. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти существуют в любом федеративном государстве как органы, воспроизводящие компетенцию центрального аппарата на местах применительно к региональным и местным условиям деятельности. В зависимости от конкретной территориальной компетенции они бывают четырех типов: межрегиональные (окружные), по субъекту Федерации, межмуниципальные (межрайонные), районные. В зависимости от подчиненности они могут быть федеральными и субъектов Федерации. Наиболее многочисленную группу (в каждом субъекте несколько десятков) органов составляют территориальные органы федеральных государственных органов исполнительной власти. Их величина не имеет строго установленного количественного выражения, варьируется в субъектах Федерации в зависимости от потребностей управления. Общие принципы образования территориальных органов установлены Правительством РФ.

Понятие и признаки органов исполнительной власти

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения вправе запрашивать у организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органов местного самоуправления информацию, необходимую для осуществления полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а указанные органы и организации обязаны предоставить запрашиваемую информацию.

Предметы исключительного ведения РФ установлены статьей 71 Конституции РФ. Эти предметы не могут быть переданы в ведение субъектов РФ или в совместное ведение.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установил общую для всех муниципальных образований компетенцию без учета значительных различий их социально-экономического потенциала.

Классификация органов исполнительной власти

С целью учета и равного представления интересов всех входящих в состав муниципального округа муниципалитетов представительный орган муниципального округа формируется из выборных лиц муниципалитетов (наиболее целесообразно — из глав муниципалитетов). Для управления муниципальным хозяйством нанимается на контрактной основе управляющий (руководитель администрации муниципального округа).

Исполнительная власть часто именуется административной властью, так как представляет собой исполнительно-распорядительную, организационную деятельность государства. Она обладает наиболее разветвленной системой соподчиненных друг другу государственных органов.
Высшим исполнительным органом государственной власти является Правительство Российской Федерации – коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти России.

Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти

Правовые основы деятельности Правительства Российской Федерации – Конституция, Федеральный Конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». В состав Правительства Российской Федерации входят назначаемые Президентом Председатель Правительства Российской Федерации (с согласия Госдумы), его заместители и федеральные министры (по предложению Председателя Правительства Российской Федерации). Предложения о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносятся Президентом в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока с момента вступления им в должность или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

Вопросы формирования системы федеральной исполнительной власти являются сферой совместного ведения Президента и Председателя Правительства Российской Федерации, который представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти не позднее недельного срока после назначения.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» председатель Правительства Российской Федерации имеет девять заместителей, в том числе одного Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации

Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» система федеральных органов исполнительной власти стала трехзвенной, включает федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств и возглавляется входящим в состав Правительства Российской Федерации министром Российской Федерации (федеральным министром), федеральная служба и федеральное агентство возглавляются руководителем (директором).

Система органов исполнительной власти базируется на принципе федерализма. Юридически она закреплена Конституцией РФ, фе-деральными законами, конституциями республик, уставами и дру-гими законами субъектов Федерации и иными нормативными актами.

Единство системы исполнительной власти юридически выражается в том, что акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для соответствующих органов исполнительной власти субъектов Федерации, а акты последних подлежат соблюдению фе-деральными органами исполнительной власти.

Рассмотрим первый уровень системы органов исполнительной власти, к которому относятся: Правительство РФ, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти. Но прежде чем рассматривать структуру федеральных органов исполнительной власти, определим место Президента РФ в системе органов государственной власти.

Перейдем к характеристике федеральных органов исполнительной власти, возглавляемых Правительством РФ, которое является высшим исполнительным органом государственной власти РФ.

Территориальные федеральные органы исполнительной власти

Ст. 1 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ» определяет Правительство РФ как коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти в РФ. В состав его входят Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной думы. Другие члены Правительства — заместители и федеральные министры — также назначаются Президентом по предложению Председателя Правительства.
Подготовка и проведение заседаний Правительства осуществляется на основе Регламента Правительства РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260.

В соответствии с Регламентом работа Правительства организована на основе плана, разрабатываемого на полугодие, который ут-верждается Председателем Правительства.

В области земельных правоотношений свои полномочия реализуют 3 разновидности органов власти: федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов и органы местного самоуправления.

Федеральными органами исполнительной власти, реализующими свои функции в области земельных правоотношений являются министерство природных ресурсов и экологии РФ, министерство экономического развития РФ, министерство сельского хозяйства РФ и др.

Органы общей компетенции действуют в соответствии с положениями Конституции РФ и конституций субъектов, а также в соответствии со специальными актами экологического законодательства, в которых содержатся положения о полномочиях данных субъектов.

Президент РФ и Правительство РФ в сфере экологического управления сосредотачивают свои действия на определении и реализации экологической политики, нормотворчестве, стратегическом планировании, обеспечении рационального природопользования и безопасности окружающей среды. Их главной целью является общее руководство и управление природоохранительной деятельностью и общий контроль за этой деятельностью.

Федеральное Министерство осуществляет функции по осуществлению государственной политики и нормативно-правовому регулированию соответствующей деятельности.
Федеральная служба осуществляет функции по контролю и надзору в соответствующей деятельности, а также выполняет специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы и борьбы с преступностью. Федеральной службе может быть присвоен статус коллегиального органа, в соответствии с которым она полномочна издавать индивидуальные правовые акты.



Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *